
Нередко можно слышать утверждение, что нынешняя молодёжь, современные дети хуже, чем были их родители и, тем более, бабушки с дедушками. Это мнение готов оспорить начальник Отдела по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних Константин Георгиевич Мозоленко.
- Когда говорят, что дети теперь плохие, я не согласен. Во все годы дети были разными, - высказался Константин Георгиевич. – Наоборот, сейчас стало намного больше детей, которые стремятся планировать свою жизнь, свой путь роста ещё со школьной скамьи! Они принимают участие в конкурсах, защищают свои проекты. В советское время за детей всё было решено, все двигались в одном направлении: октябрята, пионеры, комсомольцы. Современные же дети более самостоятельные, осознанно оценивают жизнь: они сами думают, сами принимают решения, смелее действуют.
- И всё же есть дети, подростки, совершающие правонарушения. Насколько остро стоит проблема наркомании и алкоголизма среди подростков?
- Слава Богу, у нас нет официально зафиксированных фактов употребления наркотиков несовершеннолетними. Были периоды, когда наши дети употребляли токсические вещества: лаки, освежители... В последнее время таких фактов тоже нет, не выявляем. Так ли всё хорошо обстоит или просто мы пока не смогли выявить, трудно сказать. Но никто не попадает в больницу, не выявляются подростки в состоянии наркотического опьянения. В Мегионе уже давно не выявляли случаев закладки наркотиков. За этим «зельем» едут в Нижневартовск. Наркотики, которые распространяются сейчас, не героиновые, а синтетические, то есть недорогие. «Синтетика» тем и опасна, что она сравнительно дешевая, и её блокировать медикам сложнее.
В школах и колледжах ежегодно идет тестирование по наркомании. Охват учащихся почти стопроцентный. Те, кто попадает в группу риска, проходят углубленное медицинское обследование, сдают анализы. Все органы системы профилактики - и медицина, и образование, и ПНБ - проводят нужную работу. Разъясняют, что пить и тем более «наркоманить» опасно для самих подростков. И как результат: за последние два года не было случаев употребления наркотиков подростками.
Есть один бывший подопечный, вызывающий опасения. Но формально он уже не подотчётен комиссии по делам несовершеннолетних. Ему нет 18-ти лет, но он уже женился, считается взрослым. Он и его жена состояли на учёте в КДН, а сейчас создали семью, завели ребенка. Естественно, с этой семьей ведётся работа, чтобы их ребёнок не стал нашим подопечным. Хотелось бы, но ведь дети чаще всего копируют поведение их родителей…
- Можно сделать вывод, что проблема наркомании в последние годы стала не столь острой. А что с алкоголизмом?
- А с алкоголем проблема осталась. Дети, видя взрослых, считают, что право выпить – это показатель взрослости. Закон о продаже алкоголя несовершеннолетним ужесточен, сами они приобрести его не могут. Но есть молодые люди, которым уже исполнилось 18 лет, и бывает, что они на законном основании покупают алкоголь для несовершеннолетних, то есть травят своих младших товарищей. Недавно был случай, когда совершеннолетний «затарился» спиртным и угощал подростков. Пострадали мегионские и вартовские подростки от 14 до 16 лет. Все они попали в больницу, двоих пришлось поместить в реанимацию. Когда подростки пробуют алкоголь, часто разговор идет о реанимации. Дети не понимают, что алкоголь - это не ситро.
Подобных случаев не столь много, но это – ЧП. Обо всех чрезвычайных происшествиях мы знаем и расследуем по закону, отрабатываем это в оперативном режиме.
- Что делать, чтобы подростки не употребляли спиртное?
- Я всегда повторяю, что нужно любить наших детей. Если родители следят за детьми, то вовремя увидят, почувствуют, что с ребенком что-то не так. Если я знал, что перед сном обязательно должен поцеловать маму и бабушку, пожелать им спокойной ночи, то не мог себе позволить выпить, так как осознавал, что они почувствуют запах. А если родители не разговаривают с детьми, ложатся спать, не принимая во внимание, что ребенка ещё нет дома, то что ждать? Ребёнка в час ночи где-то поймали, а родители в это время спокойно спят! Явно, что здесь что-то не то. Если мы будем любить и заботиться о детях, знать о них всё и помогать им, то такой беды не будет. Это гарантия, что подросток не совершит правонарушение, которое отразится на всей его жизни. КДН и органы опеки без помощи всех взрослых не справятся. Это ведь коллективная работа.
- Кто является надёжным помощником комиссии по делам несовершеннолетних?
- Наш основной помощник – школы, основной воспитательный блок – на педагогах. В школах закладывают правильные вещи в головы детей. Мы начинаем работу с подростками, которые уже что-то совершили. А огромное количество детей, слава Богу, не попадает в наши списки.
В настоящее время как раз дети сами являются нашими добровольными помощниками в борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Неофициально (их никто не назначал), по рвению души. Они отслеживают и проводят работу по профилактике, сами берут на себя ответственность за воспитание товарищей по классу, по школе. Это путь от равного к равному, когда дети сами рассказывают сверстникам о вреде алкоголя, наркотиков. Как бы и что бы мы ни говорили, дети воспринимают слова взрослых с недоверием. Дети видят, что мы, взрослые, и сами употребляем: в дни рождений, в праздники. И им хочется попробовать! А если на эту тему говорят подростки, это звучит убедительнее. Друг с другом они говорят на том языке, который им более понятен. Дети, ставшие волонтерами, более активны, они собственным примером пропагандируют здоровый образ жизни. Знают, что употребление алкоголя, наркотиков закроет им путь в престижные вузы. Их не примут!
- Вы сказали, что современные наркотики – «синтетика» - не столь дорогие, как героин. Значит, распространители не получают той огромной прибыли, какую они имели в прошлом. Зачем они этим занимаются?
- Я везде говорю, что против нас идёт скрытая война. Наркотики – один из инструментов уничтожения нашего народа, и Запад этого не скрывает. Уничтоженное наркотиками и алкоголем поколение даёт такое же слабое потомство, ущербных детей. Люди в России им не нужны, им нужны наши ресурсы. Войну против нас ведут высококвалифицированные профессионалы. Был период, когда подростков завлекали в суицидальные игры, включаясь в которые, ребенок подчинялся и совершал самоубийство. Мы – не профессионалы, однако стараемся им противостоять.
А главное, что можно противопоставить всем попыткам уничтожить нашу нацию – это любовь. Если ребенок чувствует, что его любят, если родители заботятся о нём, то мы сможем уберечь его от беды.