Официальный сайт администрации города
городской округ Мегион

Становление медиации в современной России

Автор: Председатель Комиссии А.В. ...
Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений.
Становление медиации в современной России.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

В современной России о целесообразности принятия специального законодательства об альтернативных способах разрешения конфликтных ситуаций говорилось с начала 2000-х годов. Одним из первых официальных нормативных документов, закрепивших необходимость внедрения процедуры медиации, стала Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы», где в качестве одной из задач в рамках совершенствования правосудия предполагалось широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», институционализирующий медиацию как один из альтернативных способов разрешения споров Российским законодательством определено, что «процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».

Помимо принятия самого Закона о медиации, были внесены изменения и в ряд иных законов.

Со второй половины прошлого столетия подходы к разрешению конфликтных ситуаций с участием посредника или привлечения представителей локального сообщества (общины) нашли отражение в концепции восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (и шире – восстановительного подхода) как системе теоретических представлений и набора способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, всплеска насилия, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми.

В России двадцатилетний успешный опыт реализации восстановительных программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей, наработанный гражданскими активистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, в 2012 году был учтен в виде задач по развитию сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия; внедрению технологий восстановительного подхода, реализации программ и применению механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, включенных в виде конкретных мер в утвержденную Президентом РФ В.В. Путиным «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» . Инструменты восстановительного правосудия стали одной из ключевых технологий провозглашенной государством идеологии дружественного детям правосудия и практики помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как в качестве жертвы, так и в качестве обидчика, основанной на приоритете развития, поддержки, исправления и позитивной социализации ребенка с использованием других специфических средств, нежели это происходит в традиционной исправительно-карательной системе. В рамках плана реализации Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» была разработана «Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1430-р от 30 июля 2014 г .

Несмотря на существующие терминологические и некоторые нормативные противоречия восстановительная (в том числе медиативная) практика, реализуемая в отношении несовершеннолетних, в настоящий момент институализирована в формате рекомендаций Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 №520-р) (в формате индивидуальной профилактической работы), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) ( в формате одного из видов педагогической работы) , а также «Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г №13-75-р.

На сегодняшний день медиативная практика в России как способ разрешения споров, возникающим из гражданских, семейных и трудовых взаимоотношений (за исключением коллективных трудовых споров) регламентирована Законом о медиации и еще рядом нормативных документов, относящихся к деятельности, связанной с профилактикой правонарушений несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы с ними. В то же время, перспективы использования ресурсов подхода к работе с конфликтами посредством предоставления сторонам спора возможности его самостоятельного урегулирования при участии независимого нейтрального посредника несоразмерно выше и потребность в применении подобного формата правоотношений присутствует практически во всех сферах социально-значимой деятельности.

Таким образом, в соответствии с действующим базовым законом, регламентирующим медиативную практику в России, процедура медиации применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также к иным спорам, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Кроме того, медиация может быть использована и для разрешения корпоративных споров в части урегулирования споров членов органов корпоративного управления, касающихся оперативного и стратегического руководства деятельностью юридического лица, распределения прибыли между его участниками, его реорганизации или ликвидации и т.д.

Проведение процедуры медиации возможно, как во внесудебном порядке (независимо от того, собираются ли стороны обращаться в суд) и в досудебном порядке (как этап досудебного урегулирования), так и после начала судебного разбирательства на любом этапе до принятия решения по спору соответствующим судом (ч. 2 ст. 4 Закона о медиации). В последнем случае по ходатайству сторон суд откладывает судебное разбирательство на время проведения процедуры медиации (ч. 2 ст. 4 Закона о медиации).

В существующей редакции Закон о медиации не предполагает применение медиации как обязательной досудебной процедуры (ч. 3 ст. 7 Закона о медиации), но и не исключает, что медиация может быть установлена как досудебный способ урегулирования для сторон.

Результатом урегулирования спора посредством процедуры медиации является медиативное соглашение (ст. 12 Закона о медиации), в котором стороны формулируют договоренности, достигнутые ими на добровольной основе. Медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку и исполняется на основе принципов добровольности и добросовестности. Если медиация проводилась после передачи дела на рассмотрение суда или третейского суда, то медиативное соглашение может быть утверждено в качестве мирового соглашения.

Помимо принятия самого Закона о медиации с целью содействия развития медиативной практики были внесены изменения и в ряд иных законов. В соответствии с ч. 5.1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса, п. 1. ч.3 ст. 59 Гражданского процессуального кодекса, медиатор обладает свидетельским иммунитетом в гражданском (п.1 ст 4 28) и арбитражном процессах (п.1 ст 2 28). Кроме того, в указанные нормативные правовые акты были внесены положения о том, что судьи должны принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства. Об этом сторонам напоминается судом также и в начале рассмотрения дела по существу (ст. 172 ГПК РФ36, п. 9 ч. 2 ст. 153 АПК РФ35). Как было упомянуто выше, в указанные кодексы внесены нормы, в соответствии с которыми на время проведения процедуры медиации откладывается судебное разбирательство.

Изменения коснулись также Закона о рекламе : в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.1 которого установлены требования к рекламе деятельности медиаторов и организаций по обеспечению процедуры медиации в части наличия у медиаторов необходимых для осуществления деятельности по обеспечению процедуры медиации документов о прохождении соответствующего обучения и указания в рекламе медиаторов сведений о таких документах, а также в части необходимости указания в рекламе организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов. В соответствии с последними изменениями законодательства о рекламе, на рекламодателя и рекламораспространителя возложена ответственность за нарушение указанных выше требований.

Потребность в интеграции медиативной практики в самые различные социально значимые сферы нашла отражение и в отраслевых нормативных актах. На перспективность данного института в урегулировании споров между потребителями и хозяйствующими субъектами указал Роспотребнадзор, отмечая необходимость обеспечить оперативность в разрешении спорных ситуаций и устранить сохраняющееся недоверие отдельных граждан к судебной защите их нарушенных прав.

На значимость внедрения в российскую правовую систему института медиации обращено внимание в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.02.2008 г. №2043-р, а также в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 года. В перечне поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2011 года №Пр-3884 и поручений Председателя Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №ВЗ-П13-9278 по реализации основных положений указанного Послания говорится о необходимости осуществления правовой регламентации вопросов, касающихся введения обязательных примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров.

В соответствии со «Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» для развития инфраструктуры страхового рынка планируется расширение практики формирования при объединении страховщиков третейских судов и внедрение практики медиации при урегулировании спорных ситуаций между страховщиками и юридическими лицами. Отдельно выделяется система сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Для совершенствования данной системы отмечена необходимость применения процедур третейского суда, медиации и/или страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров сельскохозяйственного страхования.

Важным фактором, призванным способствовать развитию медиативной практики в России, стали разработка и утверждение профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор»), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 15 декабря 2014 года № 1041н. В данном документе описаны трудовые функции медиатора, дана характеристика обобщенных трудовых функций. Профессиональный стандарт относит деятельность в области медиации к группе занятий специалистов в области права, не вошедших в другие группы (код ОКЗ 2429) и специалистов в сфере социальных проблем (код ОКЗ 2446). Медиативная деятельность отнесена также к следующим видам экономической деятельности: 66.29.9 - прочая вспомогательная деятельность в сфере страхования, кроме обязательного социального страхования; 70.22 – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; 82.99 – деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки; 96.09 – предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки.

Необходимо отметить, что существующее в законодательстве ограничение применения медиации при урегулировании коллективных трудовых споров выглядит несколько искусственным. Мировая практика давно показала применимость процедуры медиации для урегулирования подобных конфликтов. Кроме того, существующее частичное дублирование норм о посредничестве и норм о медиации показывает, что это ограничение больше техническое: утверждение процедуры медиации в качестве способа разрешения коллективных трудовых споров требует изменения норм о примирительных процедурах.

Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии с трудовым законодательством РФ рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров, помимо судов, осуществляется комиссиями по трудовым спорам. Несмотря на то, что Трудовой кодекс, как было указано ранее, не содержит упоминания о медиации, в настоящее время индивидуальные трудовые споры могут разрешаться и с помощью процедуры медиации на основании Закона о медиации.

Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве отмечается коллизия, выраженная в регламентации разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров посредством применения процедуры медиации. Так, если в отношении разрешения индивидуальных трудовых споров применение процедуры медиации регламентировано действующим Законом о медиации, то в отношении применения медиации для разрешения коллективных трудовых споров данным нормативным правовым актом наложено ограничение. В тоже время формат привлечения посредника для разрешения коллективного трудового спора, предоставленный Трудовым кодексом Российской Федерации, указывает на возможность работы с данными конфликтами с участием третьего лица (по сути медиации), не описывая подробно технологию такой деятельности. При этом Трудовой Кодекс не содержит упоминание о медиации как технологии разрешения индивидуальных трудовых споров. Данная коллизия может быть преодолена как внесением изменений в Закон о медиации, допускающих применение данной процедуры в отношении коллективных трудовых споров, так и в Трудовой Кодекс для более четкого описания требований к посреднику в разрешении коллективных трудовых споров и для регламентации применения медиации в разрешении индивидуальных трудовых споров.

МЕДИАТИВНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В условиях перехода детских коммуникаций в значительной степени в виртуальное пространство, прежние формы воспитательной работы с несовершеннолетними, характеризующиеся тенденцией к усилению очного контроля и выраженному запретительному компоненту, утрачивают свою актуальность. В то же время большое значение начинают играть индивидуализированные подходы к воспитательной работе, направленные на формирование гуманистических ценностей человеческой жизни, семьи, уважения личности и интересов другого человека, конструктивного разрешения конфликтов, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

Данные подходы к реализации работы с несовершеннолетними впервые нашли отражение в качестве основных принципов государственной политики в отношении защиты прав детей в утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Идеология дружественного детям правосудия и практика помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как в качестве жертвы, так и в качестве обидчика, основана на приоритете развития, поддержки, исправления и позитивной социализации ребенка с использованием других специфических средств, нежели это происходит в традиционной исправительно-карательной системе. Среди конкретных мер такого рода в Стратегии были названы, в том числе: развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; внедрение технологий восстановительного подхода, реализация программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему.

В России первопроходцами восстановительного правосудия стали специалисты Общественного центра «Судебно-правовая реформа», апробировавшие описанные выше подходы в нашей стране в формате волонтерской деятельности; В частности, их усилиями в нашей стране получили распространение такие восстановительные программы, как:

- «Круги сообщества», восстановительная программа, базирующаяся на традиционных для большинства россиян практиках крестьянского общинного правосудия - разрешения групповых конфликтов с включением социального окружения всех конфликтующих сторон, принимающих на себя ответственность за принятое решение и его последующее выполнение.

-«Семейная конференция» («Семейный совет»), восстановительная программа, базирующаяся на традиции различных народов в виде помощи родственников друг другу в условиях потери контроля за поведением ребенка и используется в случаях, когда семья не справляется с воспитанием ребенка и находится в социально опасном положении. Важной составляющей семейной конференции является активизация потенциала семьи и ее ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации у кого-либо из ее членов. Кроме представителей ближайшего социального окружения, в таких программах могут участвовать представители органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Решения принимаются в результате обсуждений и при достижении консенсуса.

- Восстановительная медиация – процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает обязательные предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Вторым шагом по институциализации восстановительной практики в России стала разработанная в рамках плана реализации Стратегии «Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (далее – Концепция), утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1430-р от 30 июля 2014 г.

Особенностью Концепции стало введение в оборот термина «медиация» (и, соответственно, «службы медиации», как структурных подразделений, отвечающих за реализацию восстановительной практики) в отношении работы с несовершеннолетними, наряду с ранее использованными в Стратегии терминами «восстановительное правосудие» и «службы примирения».

Также, Концепция предполагала создание сети служб медиации в виде двухуровневой системы, в которой основу второго уровня на региональном и местном уровнях должны составлять, в том числе секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников. Создание Концепции дало старт созданию второго концептуального направления развития медиативной практики в отношении несовершеннолетних: сети служб школьной медиации, в то время как до 2014 года данная деятельность велась исключительно членами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации при поддержке экспертов общественного центра «Судебно-правовая реформа» посредством создания служб примирения. Несмотря на провозглашаемые различия целей служб школьной медиации и школьных служб примирения, в данной работе мы рассматриваем данные институты единообразно в качестве основ для реализации медиативных технологий в воспитательной деятельности, направленных на профилактику и реагирование на девиантные поступки несовершеннолетних.

В настоящий момент базой внедрения медиативных (в том числе восстановительных) технологий в воспитательную деятельность образовательных организаций являются существующие и вновь создаваемые школьные и территориальные службы примирения / медиации– утвержденные приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.

Службы примирения/ медиации на региональном и местном (на уровне образовательной организации) уровнях осуществляют следующие функции:

· практическую работа с детьми, семьями, школами, КДН и ЗП, судами, исправительными учреждениями и иными организациями;

· практическую работу по защите прав и интересов детей, профилактике конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение;

· адресную информационно-просветительскую работу с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и местной специфики;

· подготовку работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.

В большинстве регионов куратором службы примирения/медиации образовательной организации является специалист данной организации, (социальный педагог, психолог), осуществляющий свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей.

Работа школьной службы примирения/службы школьной медиации обычно регламентируется Положением о соответствующей службе, утвержденным приказом руководителя образовательной организации, а также методическими рекомендациями по созданию соответствующих служб.

Территориальная служба примирения/медиации является структурой, занимающейся проведением восстановительных программ (в том числе медиации) на территории (в районе, в городе, в регионе).

Под службой понимаются различные варианты организации такой деятельности, в частности посредством:

· создания подразделения внутри организации, оказывающего услуги детям и семьям (например, социального, медико-психологического или иного центра);

· передачи данного функционала отдельному сотруднику организации;

· организации службы примирения/ медиации в организации, которая занимается комплексной работой с несовершеннолетними правонарушителями, где медиация и восстановительные технологии является одним из видов деятельности;

· включения восстановительных технологий (в том числе медиации) в круг инструментов социально ориентированной практики некоммерческих организаций.

Субъектами приложения усилий служб примирения / медиации являются:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 №111-ФЗ);

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 №111-ФЗ);

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 №150-ФЗ);

Территориальные службы примирения/медиации проводят восстановительные программы (медиацию, семейные конференции, Круги сообщества) по следующим категориям случаев:

· преступлений, совершенных несовершеннолетними (информация о случаях поступает из судов, КДН и ЗП, органов предварительного расследования, непосредственно от граждан, иногда – из образовательных учреждений, от адвокатов);

· общественно опасные деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности – ООД (информация о случаях поступает из КДН и ЗП, отделов по делам несовершеннолетних полиции, непосредственно от граждан, образовательных учреждений, от адвокатов);

· семейные конфликты: детско-родительские конфликты; гражданские дела, связанные с разводом родителей и определением места проживания ребенка; ситуации невыполнения родителями своих обязанностей по отношению к детям и пр. (информация о случаях поступает из судов по гражданским делам, КДН и ЗП, непосредственно от граждан, иногда – из образовательных учреждений, от адвокатов);

· конфликты в образовательных организациях (информация о случаях поступает из образовательных учреждений и от граждан);

· профилактические программы в образовательных организациях.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних являются одним из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (статья 4), создаваемым высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (статья 11).

На основании положений статьи 11 указанного Федерального закона КДН и ЗП в пределах своей компетенции должны обеспечивать «…осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних». Кроме того, в соответствии с «Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 №995 (ред. от 10.02.2020) «… деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации..», а одними из ведущих задач КДН и ЗП выступают «обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних», «социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении …».

Таким образом, работа КДН и ЗП должна строиться на личностно ориентированном подходе к несовершеннолетнему, совершившему правонарушение. Основой такого личностно ориентированного подхода к совершенному несовершеннолетним правонарушению выступают принципы медиации, доведенные до сведения всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках Концепции, а также «Методических рекомендаций по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения свободы».

Деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий носит название «индивидуальная профилактическая работа». Проведение процедур медиации с участием несовершеннолетних и реализация восстановительного подхода в их отношении также может рассматриваться в качестве одного из видов индивидуальной профилактической работы по критерию отнесения к социально-педагогической реабилитации и, соответственно, предупреждения последующего совершения правонарушения и антиобщественного действия.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей (на основании статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ) являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 Федерального Закона от 24.06.1999 №120-ФЗ, если они зафиксированы в следующих документах:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 №150-ФЗ);

приговор, определение или постановление суда;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2015 №313-ФЗ);

документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ, КДН и ЗП в пределах своих компетенций реализуют следующие функции, в рамках каждой из которых, по нашему мнению, могут быть применимы программы восстановительного правосудия (восстановительные программы):

Таблица 1

Возможные направления применения восстановительных программ в соответствии с функциями КДН и ЗП

Направления деятельности КДН и ЗП

(В соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 24.06.1999 №120-ФЗ)

Направления применения восстановительных программ

обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

Проведение восстановительных программ при выявлении дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации в отношении несовершеннолетних

подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Принятие решения о направлении материалов в суд с учетом результатов проведенных восстановительных программ по факту совершения несовершеннолетним правонарушений или антиобщественных действий

рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; (пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №185-ФЗ)

Принятие решения о направлении материалов в суд с учетом результатов проведенных восстановительных программ по факту совершения несовершеннолетним правонарушений или антиобщественных действий

обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Проведение восстановительных программ как инструментов социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений

применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Проведение восстановительных программ с участием несовершеннолетних и членов их семей

Согласно статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ, а также на основании Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. №995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по де

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie