Официальный сайт администрации города
городской округ Мегион

Выстраиваем конструктивный диалог с детьми

Автор: Светлана Садовникова
Иногда разговор с ребенком превращается в спор или заканчивается скандалом с взаимными обвинениями и оскорблениями. Такой исход отбивает всякое желание общаться и приводит к стремлению обходить острые темы.
Выстраиваем конструктивный диалог с детьми.

Иногда разговор с ребенком превращается в спор или заканчивается скандалом с взаимными обвинениями и оскорблениями. Такой исход отбивает всякое желание общаться и приводит к стремлению обходить острые темы.

Что же делать: молчать и пускать ситуацию на самотек? Нет, конечно. Разговаривать надо, но делать это нужно конструктивно.

Конструктивный диалог заключается в обоюдном желании договориться о решении какой-либо проблемы или задачи так, чтобы результат устраивал обе стороны. Конструктив всегда заканчивается определённым выводом или решением – строятся планы, заключается устный договор.

При неконструктивном общении часто используется негативная лексика, задеваются личные качества, результат беседы никого не устраивает, да и находиться в этом диалоге неуютно.

Примеры неконструктивного общения

Сравнение: «Ты ещё хуже, чем твоя подружка. Ошибки совершаешь на каждом шагу!». У ребёнка возникает обида и снижается самооценка, появляются ревность и соперничество. И доверия к родителю не прибавляется.

Пренебрежение: «Ну нашёл проблему!» – исчезает желание делиться с родителями своими переживаниями.

Приказ: «Немедленно прекрати реветь!» – ребёнку нужно участие, и пока его нет, конструктивного диалога не состоится.

Отсутствие вовлечённости: родитель задает формальные вопросы, и ребёнок понимает, что его не слушают, что он не интересен. Подобную реакцию вызывают и «спешащие» родители, когда говорят: «Ну что ты там хотел, говори короче, я спешу».

Критика: «Ну ты в своём репертуаре…» – формирует у ребёнка неуверенность в своих силах.

Предвидение: «А я тебя предупреждала …» – этой фразой родитель порицает и одновременно отказывает ребёнку в поддержке. О чём дальше говорить?

Особенности конструктивного диалога

Итак, есть проблема, и ее необходимо решать.

1. Не нужно сразу вываливать суть проблемы и требовать объяснений. Любое действие требует подготовки: «Мы оба знаем, что у нас появилась проблема, которую нужно обсудить. Сейчас я слишком расстроена твоим поведением, давай вечером поговорим».
Позже вы оба будете готовы к диалогу, а чувства остынут, и можно будет договориться.

2. Без обвинений. Выслушайте ребенка, не перебивая. Дайте ему возможность высказаться. У каждой истории есть разные версии и причины.

3. Будьте внимательны к чувствам ребёнка, щадите его самооценку. Идите на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо.

4. Используйте прием активного слушания. Суть его в том, что собеседник повторяет последнюю фразу рассказчика, как бы давая понять, что внимательно слушает и ждет продолжения рассказа. Действует прием очень эффективно.

5. Уважайте чужие границы. Есть вещи, которые просто существуют: вы покупаете вещи ребенку, даете карманные деньги, готовите еду. Угрожать отменой некоторых позиций неправильно: «отберу телефон», «не буду давать денег», «расскажу всем о твоем секрете». Нарушение личных границ вызовет новые конфликтные ситуации.

6. Предлагайте инструменты для решения проблем. Взрослый отличается от ребенка наличием жизненного опыта, поэтому может предложить какие-то варианты. Заметьте, не навязать, а предложить. Дайте понять, что вы на стороне ребенка.

7. Договор – наше все. Итогом диалога должна стать фраза: «Мы договорились». Лучше, если договор будет обоюдным: я буду (не буду) делать это, а ты – это. В этом случае его ценность увеличивается.

8. Привлекаем модератора. Если конструктивный диалог не клеится, а общение с ребенком перестает быть позитивным, не бойтесь обратиться к третьему лицу. Этот человек может посмотреть со стороны на суть проблемы и помочь в принятии правильного решения. Взгляд «со стороны» может быть неприятным, так как за своими обидами взрослый часто не видит сути накопившихся к нему претензий. Лучше всего обратиться за помощью к специалисту – психологу или медиатору. Роль модератора может сыграть и любой уважаемый всеми член семьи при условии сохранения тайны этого разговора.

Хорошо помогает прием написания писем. Можно написать друг другу письма с описанием сути обиды и возможных претензий. Но после письма нужно будет уничтожить.

Общие правила эффективного взаимодействия с ребенком

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно и в уважительном тоне. Старайтесь как можно реже критиковать.

2. Будьте тверды и добры одновременно. Не судите ребенка, но требуйте соблюдения правил.

3. Снизьте контроль. Объясните ребенку, что вы доверяете ему.

4. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, не отбивайте руки словами: «надолго тебя не хватит», помогите осуществить планы.

5. Имейте мужество признать свои ошибки. Начинать диалог нужно с себя, с понимания своей правоты или неправоты.

Наберитесь терпения, и ваше общение с детьми будет позитивным и конструктивным!

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie